ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основная образовательная программа

Основная образовательная программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста (Программа) индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования Геращенко Ф.А. (Организация), разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155;

- «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённых Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 года №68 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»

Дата подписания 19 декабря 2013 г.

Опубликован 14 февраля 2014 г.

Вступает в силу 25 февраля 2014 г.

С изменениями от 14 августа 2015 г.

- Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.

№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.

№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 21 января 2019 года №32 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462

г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27

июня 2013 г. № 28908);

- Лицензии Серия 23Л01 №000521955 от 21 апреля 2017 года на осуществление образовательной деятельности по дошкольному образованию, выданной Министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края.

Программа разработана на основе примерной (основной) образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой 2018 года издания. Примерная (основная) образовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой включена в единый федеральный реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой.

Отличительные особенности программы: «От рождения до школы» от других программ дошкольного образования:

- направленность на развитие личности ребёнка;

- патриотическая направленность программы;

- направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;

- направленность на дальнейшее образование;

- направленность на сохранение и укрепление здоровья детей;

- направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- программа имеет особенности структуры;

- гибкость выбора программного содержания с учётом уровня развития ребёнка;

- охват всех возрастных периодов;

- простота введения вариативной части;

-взаимодействие с семьями воспитанников;

- технологичность программы.

При разработке Программы, творческая группа опиралась на особенности и возможности реализации программы в условиях разновозрастной группы. Основополагающим компонентом примерной образовательной программы «От рождения до школы» является её «технологичность», то есть - успешность её применения в массовой практике на существующей у дошкольной организации материально - технической базе, при условии соответствия её действующим государственным стандартам и требованиям.

Программа осуществляется на русском языке, государственном языке Российской Федерации.*

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.*

______________________________________________________________

(часть 3 статьи 14,часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1014)

_____________________________________________________________________________

Программа сформирована как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от её общего объёма; части, формируемые участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа разработана творческой группой Организации в 2019 году, утверждена индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, Геращенко Ф.А. в августе 2019года.

Содержание Программы направлено на развитие личности ребёнка, его мотивации и способностей. Воспитательно – образовательный процесс осуществляется по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное, познавательное; художественно – эстетическое, речевое, физическое развитие.

I.Целевой раздел программы.

Обязательная часть.

1. Пояснительная записка.

Цели программы:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников;

- развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям;

- обеспечение гарантированного государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений:

- обогатить развивающее образовательное пространство ребёнка – дошкольника современными информационно – коммуникативными технологиями;

- наполнить педагогический процесс дифференцированным содержанием через включение современных педагогических технологий с учётом возраста детей и пожеланий родителей.

Задачи программы:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;

- творческая организация воспитательно – образовательного процесса;

- обеспечение вариативности в использовании образовательного материала, позволяющей развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

- обеспечение уважительного отношения к результатам детского творчества;

- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях Организации и семьи;

- исключение умственных и физических перегрузок в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечение отсутствия давления предметного обучения.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений:

- развивать интеллектуальные способности детей средствами современных информационных технологий;

- обеспечить вариативность в использовании образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка через включение авторских программ и педагогических технологий с учётом возраста детей и пожеланий родителей;

- обеспечить детям современные условия дошкольного развития и адаптировать их к плавному переходу на более высокий уровень технической грамотности и общей готовности к обучению в начальной школе.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Подходы:

- на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на изучение индивидуальных особенностей ребёнка, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов. В.А. Петровский и др). о признании самоценности дошкольного периода детства);

- приоритетной является позиция гуманно – личностного отношения к ребёнку, определённая программой «От рождения до школы». Она направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегрированных качеств;

- в программе отсутствуют жёсткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному «минимуму);

- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип возможности решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, прежде всего, игре; принцип культуро - сообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций русской культуры;

- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Адаптированная образовательная программа

Адаптированная образовательная программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, Геращенко Ф.А. является локальным актом по организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ(НОДА).

Основные понятия.

- Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
- Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

- Опорно - двигательный аппарат — функциональная совокупность структур (кости, суставы, скелетные мышцы, сухожилия), которая осуществляет регуляцию ориентации тела в пространстве, поддержание позы, мимики и других двигательных действий посредством нервной деятельности. Наряду с другими системами органов опорно-двигательный аппарат образует человеческое тело.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – это дети с различными отклонениями в состоянии соматического, психологического, психического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающей образовательной среде, отвечающей их особым образовательным потребностям. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» НОДА носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительным разнообразием и различной степенью выраженности нарушений. Однако можно выделить некоторые сходные нарушения. Дети с НОДА часто интеллектуально сохранны, тем не менее, у них отмечаются не грубые нарушения когнитивной сферы, эмоционально волевая и личностная незрелость, нарушения речи. Эти нарушения вызывают трудности в своевременном формировании всех видов детской деятельности. Эмоционально-волевая незрелость у отдельных детей с НОДА проявляется в эмоциональной лабильности, ригидности, тревожности, патологических страхах или аффективности. У некоторых детей с НОДА отмечается недостаточный уровень мотивации к познавательной деятельности, что связано с общей ослабленностью и астенией. У отдельных детей с НОДА отмечаются негрубые нарушения мышления (пространственная ориентировка), внимания (недостаточно устойчивое, низкая концентрация), трудности с запоминанием информации. Дети с НОДА отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений. У них замедлены моторика речи и письма, нервная реакция, расстроена координация движений. Речевое развитие детей с НОДА имеет свою специфику и проявляется в более длительных сроках коррекции.

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:

Неврологический характер двигательных расстройств. Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.

Поражение ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима. Индивидуальный предприниматель Гаращенко Ф.А., осуществляющий образовательную деятельность по программам дошкольного образования, комплектует группу НОДА детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата не неврологического характера.

Актуальность АОП для детей с НОДА обусловлена необходимостью построения системы физкультурно – оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, так как ни одна из примерных образовательных программ не предполагает систему работы с детьми с НОДА. Вариативная часть программы представлена как часть программы, формируемая участниками образовательных отношений индивидуального предпринимателя Геращенко Ф.А., осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

Виды групп, режим работы.

1.Виды групп. Группу дневного пребывания посещают дети в возрасте от 1,5 до 8 лет. Организация воспитательно – образовательного процесса осуществляется в трёх возрастных подгруппах: младшая, средняя, старшая подгруппы.

2.Режим работы: С 700 до 2000 при пятидневной рабочей неделе.

I.Целевой раздел программы.

Обязательная часть.

Цели программы:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников;

- развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям;

- обеспечение гарантированного государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Задачи программы.

- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;

- творческая организация воспитательно – образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в организации оздоровительно – профилактической и коррекционно – развивающей работы с детьми.

Задачи.

Оздоровительно – профилактическая и коррекционно – развивающая деятельность.

Управленческие:

- провести по согласованию с родителями диагностику исходной ситуации, выделить существующие проблемы по организации коррекционно -педагогического сопровождения детей с НОДА;

- разработать мониторинговое сопровождение программы, в случае необходимости, своевременно корректировать оздоровительную

деятельность;

- совершенствовать материально-техническое оснащение

педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья

воспитанников;

- активизация обратной связи с родителями, направленной на

повышение эффективности коррекционно-оздоровительного процесса. Оздоровительно - профилактические:

создать оптимальные условия для психофизической реабилитации детей с НОДА и социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников;

обеспечить комплексную физическую реабилитацию детей с НОДА (ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка);

обеспечить психопрофилактику и психокоррекцию нарушений личностной сферы ребенка;

обеспечить коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими проблемы речевого развития (по заключению ТПМПК);

выработать систему эффективных форм и методов коррекционно – оздоровительной и образовательной работы с воспитанниками.

Формирование привычки к здоровому образу жизни и основ гигиенической культуры:

вызвать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулирования;

содействовать повышению уровня производительности двигательных актов (техника движения, результативность);

развивать двигательные качества и способности детей с учетом группы здоровья и ограничений физических нагрузок;

прививать детям привычку к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом.

Формирование валеологической культуры дошкольников:

формировать потребность детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи;

формировать культуру питания, расширение знаний детей об особенностях действия продуктов питания на организм и состояние здоровья человека.

Психолого – педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе. Одним из важных направлений в работе современной образовательной организации является создание психолого – педагогических условий для разностороннего развития детей. Одним из компонентов работы является психолого – педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе, направленное на создание условий обеспечения психо – эмоционального комфорта ребёнка в образовательном процессе и помощи ему в познавательно – речевом развитии. Комфортное проживание ребёнком периода дошкольного детства, как основа формирования жизнерадостности, оптимизма, уверенности, самодостаточности. Это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность ребёнка, задаваемая определённым содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет обогащение детского развития, а не интенсификацию развития отдельных психических функций. Данное направление осуществляется в образовательной организации воспитателями и специалистами в рамках воспитательно – образовательной и физкультурно – оздоровительной деятельности с детьми.

2.4.Особенности общей организации коррекционно – педагогической деятельности.

Содержание специфической коррекционно – педагогической деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата, осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной творческой группой на основании опыта работы образовательных Организаций города Краснодара и России. Коррекционно – педагогическая деятельность носит профилактическую, оздоровительную направленность, создание в группе и дома необходимых условий для успешной корреции тех отклонений в состоянии здоровья и развития детей, которые выявлены у детей специалистами в области здравоохранения и зафиксированы в медико – психолого – педагогических заключениях ТПМПК, выданных семье для определения ребёнка в группу. Контроль за состоянием здоровья, динамикой коррекции отклонений контролируется внутри группы и лечебным учреждением, где ребёнок состоит на учёте. Работа с медицинскими учреждениями осуществляется родителями. Коррекционно – педагогическая деятельность носит интегрированный характер: вся деятельность специалистов объединена и рационально распределена в течение дня и носит комплексный характер в зависимости от нозологии нарушения ОДА.

2.5.Особенности физкультурно-оздоровительной и коррекционно – педагогической работы.

Направление№1. Мероприятия физкультурно-оздоровительной и коррекционно – педагогической работы, проводимые в подгруппах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста:

- дифференцированные ортопедические режимы;

- утренняя и корригирующая гимнастика; физкультминутки;

- физкультурные паузы между занятиями в форме коррегирующих

игр и упражнений; традиционные физкультурные занятия;

- физкультурно – оздовительные (коррегирующие занятия);

- мероприятия по формированию здорового образа жизни;

- физкультурно-коррекционные мероприятия для детей с НОДА, а именно:

ограничение положения сидя, остеопатическая (коррегирующая) гимнастика

в постели (после сна),основные коррекционные позы упражнения ;

Прогулка, в том числе: интенсивная прогулка, построенная на подвижных играх и специальных игровых упражнениях. Корригирующая гимнастика после сна, в том числе: хождение босиком после сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, игры с водой ( в летний период), круглогодично в бассейне по согласию и заявлению родителей.

Физкультурный досуг. Физкультурный праздник. Недели здоровья. Направление№2. Нетрадиционные технологии оздоровления детей с НОДА в подгруппах среднего и старшего дошкольного возраста:«Самомассах Су- Джок»; подвижные коррекционные игры.

Направление№3. Нетрадиционные технологии оздоровления детей с НОДА в подгруппах старшего дошкольного возраста:

- «Игровой оздоровительный массаж», «Самомассах Су- Джок»; подвижные коррекционные игры;

- круглогодичное оздоровление в бассейне по согласию и заявлению родителей Направление№4. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы речевого развития по рекомендации ТПМПК.

Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

Ведущая цель сотрудничества: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, обеспечения права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Задачи сотрудничества:

- устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

- повышать психолого – педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях;

Педагогическая концепция коллектива в работе с родителями:

- в сотрудничестве с родителями важно стремиться к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций.



Made on
Tilda